С каждым днём всё лучше, как мне кажется, понимаю родителей детей из обычных школ, в которых нет, не было и не будет никакого тьюторства. Как и индивидуальных образовательных программ, для сопровождения которых нужны тьюторы.
Потому что, конеееечно, легко мне было говорить тогда, когда мои дети были в школе, в которой индивидуализация была. А теперь поди сохрани себя и отношения с детьми окончательно не испорть со всеми этими разговорами о важном, вызовами к директору и обязательной программой.
Как помочь детям сформировать ценность образования? Как показать, что школа не равно образование? Как в семье создать пространство управления образовательной ситуацией для ребёнка? Прямо сейчас применяю на практике для себя то, что раньше рекомендовала другим. А это, как известно, не мешки ворочать.
Конечно, нет ничего сложнее, чем выполнять роль тьютора для своего ребёнка, т.е. помогать ему остаться не с квадратной головой, а самим собой, но иногда приходится. Кто-то же должен.
Пусть тьютор мне скажет, что конкретно мне делать в моей ситуации!
К сожалению, тьютор так не работает, никаких готовых ответов не даёт.
На встрече про тьюторские компетенции для родителей за 2 часа я смогла только дать общую рамку, через которую можно посмотреть на актуальную образовательную ситуацию ребёнка. И, конечно, лучше всего это делать с самим ребенком ВМЕСТЕ!
Техника достаточно простая.
В одну колонку запишите, где ребенок пребывает в ситуации НОРМЫ, т.е. в подчинении, делает то, что нужно и только так, как ему говорят другие.
Зачастую здесь ШКОЛА, большинство кружков (даже если ребенку там интересно), да ещё и участие в бытовых делах дома.
В другой колонке запишите ситуации, где ребёнок может совершать СУБЪЕКТНЫЕ ПРОБЫ, изобретать, получать свой опыт на своих ошибках, созидать что-то своё и по своей инициативе. Здесь, конечно, лидируют компьютерные игры.
И сравните: чего больше в жизни ребёнка? Тут могут быть интересные открытия. И про то, что слишком много пребывания в жёстких системах – и тогда негде учиться слышать себя и свои желания. Как и обратная ситуация – свобода без берегов, и негде учиться управлять собой или считаться с окружающими.
Поскольку это нужно делать на практике (изучение теории никогда ничего не меняет), то нет другого способа, как переводить в ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ то, что вы узнали. И смотреть, как дальше меняются обстоятельства, какие вы испытываете эмоции в новых обстоятельствах, и прибывает или нет энергия в результате.
Т.е. только совершая свои собственные пробы, можно найти подходящий вариант решения. Вы не решаете за ребёнка, вы даёте ему возможность проб и обратную связь.
Тьютор может помочь организовать субъектную пробу, помочь отрефлексировать, что получилось в итоге, а все решения вы находите сами! И обретаете опору внутри себя