logo-grant-dark-horiz
  1. Подростки
  2. Старшая школа
  3. Статьи

8 класс. Самоопределение и профориентация – пора?

Подростковый возраст с 13-14 лет (ВОСЬМИКЛАССНИК) — период кризиса в развитии личности ребенка. Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах: стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. 

Данный этап сопровождается следующими моментами:

1. Есть свое мнение, не всегда верное.

2. Считает именно свое мнение истинно верным.

3. Не считается с мнением родителей.

4. Поступает так, как хочет.

5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.).

6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности).

Подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.

Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще.

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Однако это наблюдается не у всех подростков. Особенности многих восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. т.о. учеба в это время отходит на второй план.

В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.

Центральным новообразованием восьмиклассника считается чувство взрослости, которое проявляется: в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей  жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы, в подражании взрослым. Подражание не ограничивается манерами и  одеждой, оно идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от  содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, и т. п.

Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит. От взрослых  подросток по-прежнему ждет сотрудничества, включения в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных с взрослыми, он не терпит приказов и указаний. 

Типичной целью восьмиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через  применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.  

В познавательной сфере происходит большой скачок вперед. У подростков развивается воображение, творчество: они начинают писать стихи, музыку серьезно заниматься разными видами  конструирования и т. п. 

Порой потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. 

Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в  мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится  героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и  приносит успокоение. 

В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

В этот период подростки стремятся  к самостоятельности начинают систематически заниматься самовоспитанием, задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования,  впервые начинают представлять свой будущий жизненный путь. 

Самое время поговорить о личностных качествах подростка. Рассмотреть разные профессии и узнать, какими личностными качествами необходимо обладать, чтобы быть в профессии. Какие знания, навыки необходимы, чтобы освоить профессию. Пофантазируйте вместе с подростком – «мой день в профессии», оба узнаете много нового!

Подписаться
Уведомить о
23 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

[ipt_fsqm_form id="2"]

X
X
X
X
X