Профориентацию считают бесполезной многие родители и педагоги. Но есть нюанс: если под профориентацией понимать набор умных (или неумных, это как посмотреть :))) тестов про выбор профессии, они действительно малополезны.
А вот когда речь заходит про выстраивание стратегии в образовании, все сходятся в одном: стратегия важна и обязательна! Дети настолько погружены в процесс – в школу, в уроки, в оценки – что им некогда подумать о будущем. А родителям некогда жить – надо контролировать чадо и решать, решать, решать с учёбой, с поступлением. Эту ситуацию можно и нужно менять.
Нужен понятный ПУТЬ с вариациями, выстроить который как раз и поможет профориентолог: человек, обладающий огромным набором вариантов пути и помогающий подобрать подходящий маршрут вам и вашим детям (это всегда совместный процесс для ребёнка и родителя).
Сегодня познакомим вас с профориентологом Юлией Белоусовой, человеком, который состоит в международном сообществе футурологов (Германия) и владеет информацией о тысячах профессий и сфер деятельности. Вот уж кто точно не будет обещать за 2 дня дать ребёнку понимание, чем он хочет заниматься, и выдавать список “годных” профессий.
“Более 3000 футурологов со всего мира все вместе не могут сказать, какие профессии будут востребованы в будущем. Мы строим гипотезы и прогнозы, многое из этого сбывается.Недавно общалась со 100 фаундерами стартапов со всего СНГ – мы сформировали таблицу с более чем 2000 продуктов по направлениям хоз.деятельности на стыках технологий. Это невозможно быстро “переварить” и выбрать своё не только ребёнку, но и опытному взрослому.Знаете, почему так мало хороших профориентологов? Потому что мало выбрать направление и профессию, нужно учитывать не только семейные факторы и факторы страны обучения и будущей работы, но и особенности психологии ребёнка, вплоть до склонности к конфликтам и эгоизма, которые кому-то будут помогать, а кому-то очень мешать”.
А как тогда работает профориентация?
Расскажу вам несколько историй из своего опыта.
Кейс 1. Угроза исключения из школы.
Ребёнок, которого почти исключили из школы в 11 классе, готов поступать на бюджет. Родители не верили, что он сможет хотя бы получить аттестат! А он перешёл в другую школу (почти чудо), перестал работать с репетиторами и закрыл все долги.
Считаем: математика и физика с репетитором стоили 10.000 р. в месяц, за полгода родители отнесли туда 60.000 р.
Работа с профориентологом, после которой получилось отказаться от репетиторов, стоила 10.000 р. (консультация и сопровождение в выбранной стратегии). Итого экономия 50 т.р. + спокойные родители и мотивированный ребёнок.
Кейс 2. Ребёнок играет в компьютерные игры.
Мама привела парня 17 лет на консультацию. 11 класс. Ничего не интересно, кроме компьютерных игр. Он мне сразу сказал, что работа со мной фигня и он у психолога уже был. Когда я спросила, зачем тогда пришел, сказал: чтобы успокоить маму и она от него отстала.
За 2 часа консультации я показала парню карьерный трек связанный с играми и P2E (заработок на играх, где используются криптовалюты) и убедила его познакомиться с разработчиками маркетплейса с NFT-ассетами. Это аренда всяких предметов в играх, в основе которых блокчейн. Я знакома с разработчиком, учились вместе.
Эксперт убедил парня, что для того, чтобы играть и «ничего не делать» нужно сначала очень много учиться и работать сутками. Показал, как у них изнутри все устроено. В итоге парень попал в тусовку, где просто играть считается «тухлым». Сейчас он много читает об IT, появился интерес к математике и информатике в школе. Будет поступать в ВУЗ, даже есть надежда, что пройдет на бюджет, хотя изначально планировал колледж с рабочей профессией, которая всегда пригодится (сварщик или повар).
Кейс 3. Из повара в дизайнеры.
Девушка в 16 лет ушла из 9 класса, поступила на повара, через 3 месяца бросила, мать ее воспитывает одна, заставила работать в пиццерии, чтобы не сидела на шее. Проработала 2 недели и, когда мать уехала в командировку, перестала ходить на работу.
На консультации выяснилось, что она много чего умеет. Я предложила на основе ее навыков обучение дизайну презентаций. Оказалось, что она уже занималась этим, но как заработать – не понимала. Курсы, которые дают возможность стать дизайнером и уже сейчас зарабатывать, мы подобрали совместно. Родителям были даны рекомендации по поводу дальнейшего развития – каким образом поддерживать ребенка и его таланты.
Через год девушка поступила на дизайн в колледж. Учится и работает сейчас.
Кейс 4. Родители не понимают, чего хочет ребёнок.
Парень, 14 лет. Программирует отлично, не было понимания, что дальше, как выбрать направление в IT, родители с этой сферой никак не связаны и не могли уловить, зачем ребенку нужны курсы помимо тех, что он еще посещает.
Провели 1 встречу с ребенком (он сам и в ней не нуждался, есть честно) и 3 встречи с родителями, где разобрали рынок и возможные пути продвижения, варианты обучений и карьерные преимущества, которые нужно формировать уже сейчас.
В результате в семье прекратились споры по поводу выбора ребенка и его «запросов»
Кейс 5. Не идите против течения.
Ну, и одну плохую историю напоследок.
Родители парня между собой не могли решить, куда ему поступать. Ребенок ничего не хотел в принципе, сдал ЕГЭ на 2 и 3, мама настояла на IT специальности. Я сразу предупредила, что по всем личным качествам ребенку это будет не интересно и он бросит. Ребенку об этом я не говорила. Отец и ребенок больше склонялись к обучению в колледже по специальности предпринимательство (у отца бизнес).
На первом курсе ребенок бросил учебу, за год обучения заплатили 160 000. Сейчас чинит машины и перепродает, собирается в армию. В отзыве отец признал, что мой расклад был верным и они сами сделали этот выбор.
Готовы увидеть свой путь? Принимаете тот факт, что взгляд в будущее должен быть шире, чем выбор профессии?
Решение лежит в выработке правильной стратегии: места, времени и способа достижения цели. И именно это и есть задача профориентолога, а не абстрактная подборка «подходящих профессий».