Это учебный интенсив, занимающий от 6 до 18 академических часов. Школьники решают определённую исследовательскую задачу, полностью «погружаясь» в предмет: под руководством педагогов пробуют действовать так, как работают учёные-исследователи. Эффектом каждого подобного интенсива является заметное расширение и углубление знаний по предмету, а также увеличение связи их между собой. Всё это происходит «само собой», без зубрёжки и контрольных, вообще без какой-либо иной мотивации, кроме познавательного интереса самих участников.
Обычно для погружения выбираются такие исследовательские задачи, которые заведомо не имеют однозначного решения. Поэтому ученики самостоятельно выходят в своей работе на базовые проблемные вопросы предмета, сами переживают и осознают их на глубинном уровне.
В ходе работы на погружении по общественным наукам используются такие формы работы как:
- исследование источников (текстовых и визуальных),
- лекция-беседа,
- дискуссия, деловая игра,
- творческая работа,
- аналитическая работа по группам,
- доклад, презентация, обсуждение результатов совместной работы.
Погружения ведутся чаще всего их непосредственными авторами. Заинтересованность детей в том числе обусловлена тем, что тема интересна самим преподавателям.
Программы погружений подобраны по двум принципам. С одной стороны, они соответствуют школьной программе данных классов. С другой – прорабатывают те стержневые вопросы, от понимания которых, по мнению авторов, зависит ориентация в предмете вообще. Параллельно развиваются “мягкие навыки”:
- умение работать в команде и нести ответственность за общий результат;
- логика и аргументация;
- научная культура работы с информацией;
- строгость, системность мышления;
- радость познания и нацеленность на новые горизонты.
Технология погружений разработана А.И. Щетниковым, А.А. Колчиным, А.В. Рыбалкиной – основателями образовательного проекта «Школа Пифагора»