Вопрос «готов ли наш ребенок к школе» задают практически все родители, бабушки и дедушки. А педагоги-психологи отвечают: в полном объеме готовы к школе, в лучшем случае, процентов пятьдесят первоклашек.
Что родители понимают под готовностью к школе?
Умение ребенка читать, считать, ну еще немного рассказать о себе. Но это учебные навыки, которые приобретаются в процессе обучения. Наличие этих навыков облегчит первокласснику учебные задачи, но они не самое важное. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Чем лучше она сформирована, тем быстрее адаптируется новенький школьник.
Что же такое психологическая готовность к школе или школьная зрелость?
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
1. Интеллектуальная готовность.
– проявляется в способности концентрировать внимание на выполнении определённой работы;
– проявляется в умении устанавливать логические связи между явлениями и событиями;
– проявляется в хорошо развитой для его возраста памяти с багажом сформированных предметных образов-представлений;
– проявляется в способности хорошо ориентироваться в пространстве, в развитой речи, в моторной ловкости.
2. Эмоциональная готовность.
Ребенок уже научился управляться со своими эмоциями и приобрел важное умение получать удовольствие от познания нового, от учебной деятельности.
3. Социальная готовность.
Это потребность ребенка в общении, способность принимать роль ученика и умение слушать учителя, подчиняться правилам, принятым в коллективе.
К походу в первый класс ребенок должен быть вооружен всеми тремя способностями. Интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе формируется к 7-8 годам. Так что не торопитесь отдавать в школу шестилеток.
А сейчас попробуем нарисовать портрет обычного современного городского дошкольника 5 -7 лет!
Это ребенок читающий, считающий (иногда даже с трех-четырех лет), даже, возможно, хорошо эрудированный и отлично разбирающийся в современных гаджетах и компьютерных играх, часто умеющий пользоваться Интернетом и общаться в социальных сетях. Но это одна сторона.
Есть и другая. Банально, но дети стали меньше времени проводить на улице, стали менее подвижными и ловкими. Кто сейчас играет в любимые в нашем детстве «вышибалы», «резиночки», «классики»?
Все эти подвижные групповые игры важны не только для развития ловкости, координации движений (за это ответственна премоторная зона головного мозга), но и для:
- умения придерживаться условий и правил (лобные структуры головного мозга),
- энергетической подпитки мозга (стволовые структуры),
- пространственных представлений (теменные зоны),
- и, конечно же, для развития умения общаться со сверстниками, умения выстроить отношения в свободной, не организованной среде (т. е. не в детском саду или школе).
Современный младший школьник часто не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, а это говорит о плохом развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, напрямую связана с речью.
Дети стали статистически чаще болеть, в том числе психосоматическими и аутоиммунными заболеваниями, больше неврологических нарушений.
Грустно, но абсолютно здоровый ребенок – это сейчас недообследованный ребенок. Даже если врачи относят ребёнка к группе нормы, ему зачастую очень трудно учиться, домашние задания выполняются ненормально долго, часты конфликты с учителями, с родителями, быстро утомляется.
Когда родителю следует насторожиться, всё ли в порядке? Когда ребёнок:
– имеет проблемы с памятью;
– часто жалуется на головные боли;
– плохо скоординирован, неуклюж, постоянно падает или ударяется;
– медлителен или, наоборот, излишне активен;
– плохо усваивает программу детского сада;
– имеет плохо развитую мелкую моторику рук, плохо рисует, вырезает;
– имеет задержку развития речи;
– не стремиться придумывать игры с сюжетом;
– быстро устает, не может сосредоточиться, когда это необходимо;
– имеет проблемы в поведении, в отношении со сверстниками;
– часто плачет, плохо засыпает, имеет плохой аппетит.
Можно старательно заниматься с ребенком чтением, письмом, математикой, отдать его на танцы и борьбу, но при этом он не будет готов ни к обучению в школе, ни к комфортному существованию в школьной среде ближайшие 9-11 лет.
Поэтому очень важно правильно подготовить ребенка к этому этапу. Как будто подготовить почву, прежде чем сажать в неё семена растений.
Подготовка к школе с точки зрения нейропсихолога – это комплекс приемов и методик, позволяющих активизировать мозговую деятельность и помочь ребенку в достижении психологической готовности к школе.